Сайт преподавателя Болотнинского педколледжа Петкун Ольги...

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
вопросы контрольных недель [6]
представляются вопросы по предметам на контрольные недели
полезные статьи по естествознанию [15]
учебный материал по различным разделам естествознания
задания для студентов [7]
представлены задания для самостоятельной работы студентов
тематическое планированипе [0]
представлено тематическое планирование по ряду дисциплин СПО по педагогическим специальностям
задания для студентов заочной фомы обучения [0]
представлены задания для студентов заочников на 2014-2015 учебный год
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Каталог сайтов 'Российское образование в сети' Учительский портал Сайт Сайт Методсовет Школьно-Студенческая социальная Сеть! Презентации, новости, скачать медодическую разработку, все для учителя, все для родителей

Банк Интернет-портфолио учителей Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Детский сад.Ру - взрослым о детях knopochka МаминBaby Top-uCoz
Главная » Статьи » Мои статьи

фенологические беседы в начальной школе
Введение
Наука, изучающая сезонные явления, происходящие в природе, называется фенологией (от греч. fenomen—явление и logos— учение). Наблюдая за теми или иными явлениями природы на протяжении нескольких лет, можно установить связь между временем их наступления и оптимальными сроками проведе­ния сельскохозяйственных работ, посева и посадки деревьев, мероприятий по защите лесов от пожаров, вредных насекомых и болезней, определить оптимальные сроки охоты и др.
Зародились фенологические наблюдения в глубокой древности. Первые опыты познания природы человеком дошли до нас в виде народного погодо- и природоведения, различных при­мет, праздников, верований, фольклора. И теперь они не только являются частью отечественной культуры, историей нравов и обычаев нашего народа, но и широко используются в практичес­кой деятельности. Сами по себе фенологические наблюдения, то есть наблюдения за сезонной динамикой местного ландшаф­та, входят в Государственную программу метеорологических наблюдений как ее составная часть.
Государственным стандартом начального общего образова­ния предусмотрено изучение окружающего мира (естествознания) с целью:
♦ развития у учащихся умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать;
освоения знаний об окружающем мире, единстве и разли­чиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитания позитивного эмоционально-ценностного отноше­ния к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств.
Учитывая, что учащиеся начальной школы только начинают познавать природу и те явления, которые в ней происходят, не­обходимо организовывать с ними регулярные наблюдения за природой.
При изучении курса природоведения в начальной школе, обя­зательным компонентом урока по данному предмету, было ведение дневников наблюдений за природой. В них отмечались ежедневно температура воздуха, ветер, осадки, облачность и другие метеорологические явления. Это формировало лишь ограничен­ное представление о тех процессах, которые происходят с при­родой, не выводило на уровень долголетних наблюдений, слабо формировало навыки исследовательской работы.
С введением в школьный план нового интегративного курса «естествознание», с экологизацией процесса воспитания и обучения начинает усиливаться внимание ко взаимосвязи человека с окружающей его природной средой, с теми явлениями и про­цессами, которые в ней происходят, к тому, как человек исполь­зовал эту взаимосвязь и эти явления в своей жизни, в своем труде. В курсе естествознания начинает уделяться определен­ное внимание обычаям и обрядам народа, в том числе и аграрным. И в этом плане дневники наблюдения уже не могут в пол­ном объеме раскрыть рассматриваемые вопросы.
С целью формирования навыков длительного наблюдения за природой, приобщения младших школьников к культуре, обыча­ям и традициям русского народа, мы проводим на уроках естествознания фенологические беседы.
Фенологическая беседа — это диалог, обеспечивающий активизацию умственной деятельности младших школьников, способствующий конструктивному усвоению сезонных явлений в живой природе и связи их с обычаями, традициями и жизнеде­ятельностью населения.
Фенологическую беседу рекомендуется проводить на первом этапе урока в течение 3-4 минут. Примерная структура фенологической беседы может быть следующей:
1.      Оценка состояния погоды по визуальным наблюдениям и с использование метеоприборов (термометра).
2.      Название дня по народному календарю.
3.      Народные приметы, связанные с этим днем.
4.      Обсуждение народных примет с опорой на опыт наблюдения учащихся.
По срокам проведения можно выделить три вида фенологических бесед:
♦ вводные, проводятся в начале месяца. На них помимо народных примет рассматривается история происхождения названия месяца, разбираются приметы связанные со всем месяцем (народное слово о месяце);
♦ текущие, проводятся на каждом уроке естествознания;
♦ итоговые, проводятся в конце месяца. На итоговых фенологических беседах подводится итог наблюдения за погодой в течение месяца, делается обобщенный вывод о состоянии погоды (средние температуры, осадки, наличие природных явлений) и сравниваются полученные наблюдения с народными приметами.
Таким образом, в результате проведения фенологических бесед учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
♦ для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью приемов наблюдения, сравнения, измерения;
♦ определения температуры воздуха и составления долгосрочного и краткосрочного прогноза погоды;
♦ установления связи между сезонными явлениями в неживой и живой природе;
♦ удовлетворения своих познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.
Категория: Мои статьи | Добавил: Ольга (04.11.2011)
Просмотров: 2509 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Некоторые файлы и информация, находящиеся на данном сайте, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые, присланы пользователями сайта или найдены в альтернативных источниках, также использованы собственные материалы. Автор сайта не претендует на авторство ВСЕХ материалов. Если Вы являетесь правообладателем той или иной продукции или информации, и условия, на которых она представлена на данном ресурсе, не соответствуют действительности, просьба немедленно сообщить с целью устранения правонарушения
Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz