Введение
Наука, изучающая сезонные явления, происходящие в природе, называется фенологией (от греч. fenomen—явление и logos— учение). Наблюдая за теми или иными явлениями природы на протяжении нескольких лет, можно установить связь между временем их наступления и оптимальными сроками проведения сельскохозяйственных работ, посева и посадки деревьев, мероприятий по защите лесов от пожаров, вредных насекомых и болезней, определить оптимальные сроки охоты и др.
Зародились фенологические наблюдения в глубокой древности. Первые опыты познания природы человеком дошли до нас в виде народного погодо- и природоведения, различных примет, праздников, верований, фольклора. И теперь они не только являются частью отечественной культуры, историей нравов и обычаев нашего народа, но и широко используются в практической деятельности. Сами по себе фенологические наблюдения, то есть наблюдения за сезонной динамикой местного ландшафта, входят в Государственную программу метеорологических наблюдений как ее составная часть.
Государственным стандартом начального общего образования предусмотрено изучение окружающего мира (естествознания) с целью:
♦ развития у учащихся умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать;
♦ освоения знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;
♦воспитания позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств.
Учитывая, что учащиеся начальной школы только начинают познавать природу и те явления, которые в ней происходят, необходимо организовывать с ними регулярные наблюдения за природой.
При
изучении курса природоведения в начальной школе, обязательным
компонентом урока по данному предмету, было ведение дневников наблюдений
за природой. В них отмечались ежедневно температура воздуха, ветер,
осадки, облачность и другие метеорологические явления. Это формировало
лишь ограниченное представление о тех процессах, которые происходят с
природой, не выводило на уровень долголетних наблюдений, слабо
формировало навыки исследовательской работы.
С
введением в школьный план нового интегративного курса «естествознание»,
с экологизацией процесса воспитания и обучения начинает усиливаться
внимание ко взаимосвязи человека с окружающей его природной средой, с
теми явлениями и процессами, которые в ней происходят, к тому, как
человек использовал эту взаимосвязь и эти явления в своей жизни, в
своем труде. В курсе естествознания начинает уделяться определенное
внимание обычаям и обрядам народа, в том числе и аграрным. И в этом
плане дневники наблюдения уже не могут в полном объеме раскрыть
рассматриваемые вопросы.
С
целью формирования навыков длительного наблюдения за природой,
приобщения младших школьников к культуре, обычаям и традициям русского
народа, мы проводим на уроках естествознания фенологические беседы.
Фенологическая
беседа — это диалог, обеспечивающий активизацию умственной деятельности
младших школьников, способствующий конструктивному усвоению сезонных
явлений в живой природе и связи их с обычаями, традициями и
жизнедеятельностью населения.
Фенологическую
беседу рекомендуется проводить на первом этапе урока в течение 3-4
минут. Примерная структура фенологической беседы может быть следующей:
1. Оценка состояния погоды по визуальным наблюдениям и с использование метеоприборов (термометра).
2. Название дня по народному календарю.
3. Народные приметы, связанные с этим днем.
4. Обсуждение народных примет с опорой на опыт наблюдения учащихся.
По срокам проведения можно выделить три вида фенологических бесед:
♦
вводные, проводятся в начале месяца. На них помимо народных примет
рассматривается история происхождения названия месяца, разбираются
приметы связанные со всем месяцем (народное слово о месяце);
♦ текущие, проводятся на каждом уроке естествознания;
♦
итоговые, проводятся в конце месяца. На итоговых фенологических беседах
подводится итог наблюдения за погодой в течение месяца, делается
обобщенный вывод о состоянии погоды (средние температуры, осадки,
наличие природных явлений) и сравниваются полученные наблюдения с
народными приметами.
Таким
образом, в результате проведения фенологических бесед учащиеся могут
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
♦ для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью приемов наблюдения, сравнения, измерения;
♦ определения температуры воздуха и составления долгосрочного и краткосрочного прогноза погоды;
♦ установления связи между сезонными явлениями в неживой и живой природе;
♦ удовлетворения своих познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.
|